Содержание
Список сокращений
Обзор проблем развития малого и среднего бизнеса в России
Анализ зарубежного и российского опыта по оказанию образовательных услуг для малого и среднего бизнеса
Миссия Постгрэдюэйт-РАУ
Целевая аудитория
Преимущества Постгрэдюэйт-РАУ в организации ЦПРПР МСП
Ключевые преимущества образовательных программ ЦПР МСП
Перечень и структура образовательных программ ЦПР МСП, организуемого на базе Постгрэдюэйт-РАУ
Программа 1: Финансовый директор
Модуль 1: Финансовый анализ и управление стоимостью в растущем бизнесе
Модуль 2: Организация бизнеса и управление малыми и средними предприятиями
Модуль 3: Бухгалтерская отчетность и контроль, как инструменты привлечения инвесторов в бизнес
Модуль 4: Оценка стоимости предприятия
Программа 2: Коммерческий директор
Модуль 1: Управление коммерческой деятельностью организации
Модуль 2: Управление проектами, ведение переговоров и маркетинг
Модуль 3: Логистика в малом и среднем бизнесе
Программа 3: Директор по персоналу
Модуль 1: Менеджер по персоналу
Модуль 2: Стратегия и политика управления персоналом
Практическая стажировка на эффективном предприятии
Список используемых источников……………………………………………32
ЦПР МСП – Центр Поддержки и Развития Малого и Среднего Предпринимательства;
IFAC – стандарты в области образования, выпущенные Международной Федерацией Бухгалтеров;
СРО – саморегулируемая организация;
РАНХиГС – Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы;
ИПК «ПГ-РАУ» - институт повышения квалификации «Постгрэдюэйт-РАУ»;
МСБ – малый и средний бизнес;
МСФО – международные стандарты финансовой отчетности;
IPO – initial public offering – первичное размещение акций компании;
COSO - интегрированная концепция внутреннего контроля, выпущенная комиссией Тредуэя в 1992 г.
Начиная с 2007 года государство активно проводит политику поддержки развития малого и среднего бизнеса. Так в июле 2007 года был принят закон о развитии малого и среднего предпринимательства в РФ, определивший принципы государственной поддержки такого бизнеса[1]. Появились различные организации, такие как ОПОРА РОССИИ[2], целью деятельности которых является содействие консолидации предпринимателей и иных граждан для участия в формировании благоприятных политических, экономических, правовых и иных условий развития предпринимательской деятельности и эффективное развитие экономики страны.
В августе 2008 года на базе Внешэкономбанка был создан Российский банк развития, целью которого является финансовая поддержка малого и среднего бизнеса[3].
Особую актуальность тема малого и среднего бизнеса получила после кризиса 2008 года, когда в результате сокращений множество специалистов были вынуждены прекратить работу по найму и предпринимать попытки организации собственного дела.
В то же время, несмотря на такую активную поддержку со стороны государства малый бизнес в России развивается довольно медленно. Малые предприятия создают незначительную долю ВВП страны, в то время как за рубежом более половины ВВП обычно создается именно благодаря малому и среднему бизнесу[4].
На современном этапе предпринимаются попытки к созданию модели экономики, в которой развитие предприятий содействует развитию благосостояния общества в целом. Однако, несмотря на то, что ставятся такие глобальные задачи, финансовый механизм управления на многих предприятиях остается примитивным, и часто препятствует достижению этих задач.
Многие проекты носят показательный характер и становятся неэффективными именно из-за того, что решение сложных задач развития производится в условиях, плохих информационных потоков, низкого уровня контроля и мотивации персонала, неэффективной организационной структуры и других аспектов управления, на обоснование которых западный менеджмент потратил столетия. Финансовый механизм таких предприятий препятствует решению этих задач, поскольку приоритеты в управлении финансами определяются ситуационно и не соответствуют реальному составу проблем предприятий.
Сегодня успешность инвестиций напрямую зависит от понимания инвесторами правовой среды бизнеса – особенно это относится к законодательству, регулирующему малый и средний бизнес, бухгалтерский учет и отчетность[5]. Именно недостатки законодательной базы, низкая прозрачность компаний, отсутствие возможности четко спрогнозировать исход корпоративных споров на основании судебной практики приводят к тому, что малый и средний бизнес в России не развивается как класс, наиболее перспективные проекты поглощаются по ценам, которые не соответствуют их справедливой стоимости.
Поэтому в последние годы все большую роль приобретает концепция перехода на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). Подготовка отчетности по МСФО является индикатором прозрачности компании, свидетельством эффективно-поставленного информационного обмена[6]. Российские компании, продолжающие составлять финансовую отчетность в соответствии с национальными стандартами, теряют преимущества привлечения капитала по более низким ставкам, что тормозит их развитие. В то же время, в период массовой поддержки развития малого и среднего бизнеса медленное развитие может оказаться губительным, т.к. повлечет за собой вытеснение с рынка новыми предприятиями.
Таким образом, основными проблемами развития малого и среднего бизнеса в России являются:
§ отсутствие научного подхода к управлению развитием малых предприятий. Ключевые задачи решаются менеджерами эмпирическим путем, что часто приводит к ошибкам и потери стратегических преимуществ;
§ отсутствие понимания реальных проблем малых предприятий со стороны органов местного самоуправления, часто неправильный вектор поддержки малого бизнеса[7];
§ игнорирование бухгалтерского учета, финансового анализа, синтеза, контроля и, как следствие, отсутствие прозрачной отчетности малых предприятий.
Для комплексного решения этих проблем, прежде всего, необходимо предоставление малому и среднему бизнесу качественных образовательных услуг – как для руководителей предприятий, так и для представителей органов местного самоуправления и региональных структур поддержки предпринимательства. Эти услуги должны предоставляться в совокупности с консалтинговыми услугами по поиску необходимых источников финансирования (investment management), проверки эффективности внутреннего контроля (fraud & forensic services), подготовке управленческой отчетности.
а
Обучение малому и среднему бизнесу за рубежом представлено гораздо более широким спектром услуг, чем в России. Так в США в каждом штате есть как минимум один более-менее крупный университет, полностью специализирующийся на подготовке специалистов для нужд малого и среднего бизнеса. Образовательные услуги малому бизнесу широко представлены в университетах Европы и Азии. В последнее время проводится большое количество международных конференций по данной проблематике.
В то же время основное отличие западного обучения малому и среднему бизнесу от российской специфики в том, что на западе малый бизнес развивался эволюционно и потребность в таких специалистах существовала всегда. Образовательные программы западных университетов четко отработаны на многолетней основе и имеют свою устоявшуюся региональную целевую аудиторию. На западе равномерно появляются и исчезают предприятия малого бизнеса, постепенно обновляется их кадровый состав. Эти предприятия являются локомотивом экономик западных стран и всегда существует высокая потребность в кадрах для них.
В России иная ситуация в этом отношении. Основное отличие России от запада в том, что на западе развитие предприятий происходило более плавно. Сначала новые задачи управления вставали перед передовыми предприятиями (например, Корпорация IBM), затем их осваивала основная масса предприятий (персональные компьютеры, затем ноутбуки). В это время передовые предприятия решали уже более сложные проблемы следующего этапа. Такой подход базируется на представлениях об экономике и финансовом менеджменте, сложившихся в высокоразвитых странах, которые стали почти общепринятыми истинами и сформировали в экономической науке мейнстрим.
Специфика современных российских предприятий характеризуется тем, что в результате быстрого перехода к рынку при отсутствии прозрачной законодательной базы и быстрой адаптации западных моделей управления предприятия получили комплекс проблем, относящихся к разным этапам менеджмента[8].
Одни компании очень далеко продвинулись в управлении, другие предприятия (а где-то и целые отрасли) еще не освоили базовых инструментов управления. Управление часто производится избирательно, без использования комплексного подхода, в результате чего, достигая существенных успехов в одном направлении, компания отстает в другом, что тормозит ее развитие в целом, а часто и вовсе сводит на нет все положительные моменты от применения каких-либо отдельно взятых инструментов.
Сегодня на российском рынке можно найти много предложений по оказанию образовательных услуг для малого бизнеса. Однако большинство этих услуг реализуется в формате краткосрочных курсов или разовых семинаров и ориентируется на целевой сегмент лиц, которые не имеют базовых знаний в области экономики, и хотят получить представления о том, что делать, чтобы создать собственную компанию[9]. Большинство этих людей до этого работали по найму в различных отраслях народного хозяйства, но в то же время потеряли свои рабочие места в результате кризиса.
В некоторых регионах РФ создаются институты малого и среднего бизнеса на базе кафедр различных университетов. Исходя из анализа интернет-ресурсов данных организаций, концепция их деятельности заключается в переработке использовавшихся в 90-е и 2000-ые годы учебных курсов, ориентированных на профессиональную переподготовку менеджеров, юристов и специалистов в области финансов под «модное направление», стимулированию развития которого уделяется большое внимание с политической точки зрения.
Представленные курсы по своей структуре практически ничем не отличаются от существовавших ранее программ, ориентированных на переподготовку кадров неэкономических специальностей. Такой подход создает несоответствие спроса и предложения на рынке образовательных услуг, поскольку сегодня ситуация на рынке такова, что в переподготовке нуждаются как раз специалисты экономических специальностей – аудиторы малых предприятий, финансовые специалисты, перешедшие из крупного бизнеса на позиции менеджеров в малый и средний бизнес.
Большинство современных российских существующих малых предприятий управляется лицами, которые имеют экономическое образование и знают основы управления бизнесом. В то же время, управление этими предприятиями происходит неэффективно – не происходит развития данных компаний, управление происходит на основе решения сложных задач «с наскока», в то время, когда не решенными остаются комплекс базовых проблем, тормозящих развитие предприятий.
Малый и средний бизнес в России функционирует с большой упущенной выгодой, то есть теряет массу возможностей развития из-за неэффективного хозяйственного механизма управления – низкой мотивации персонала, плохих информационных потоков, устаревших методов контроля, низких этических стандартов. Все это в совокупности снижает стоимость бизнеса и отрицательно сказывается на способности привлечения инвестиций.
В то же время, на российском рынке нет организаций, образовательные услуги которых были бы направлены главным образом на повышение качества управления в малом и среднем бизнесе.
Институт повышения квалификации «Постгрэдюэйт-РАУ» создан в 1993 году и является головным представительством Института Финансовых Аналитиков (Institute of Financial Accountants, Великобритания, член IFAC, создан в 1916 году) и Международной Ассоциации Бухгалтеров (International Association of Bookkeepers, основана в Великобритании в 1973 году), партнером Болтонского государственного университета Великобритании (Bolton University, основан в 1824 г.), а также членом СРО «Российская Коллегия Аудиторов».
Совместно с указанными организациями «Постгрэдюэйт-РАУ» вместе с сетью центров, созданных в городах России и СНГ, уже более 13 лет осуществляет масштабное повышение квалификации и переподготовку бухгалтеров и финансовых специалистов с присвоением международных квалификаций Специалист Финансового управления и Профессионал Финансового Управления (Financial Accountant Professional) в соответствии со стандартами Международной Федерации Бухгалтеров (IFAC, штаб-квартира Нью Йорк, США) и лицензией Ofqual Правительства Великобритании.
Основными клиентами «Постгрэдюэйт-РАУ» всегда являлись представители компаний малого и среднего бизнеса. Целью компании уже много лет является обеспечение непрерывного развития малых и средних предприятий. Такое развитие подразумевает, что возникшие компании малого бизнеса не исчезнут через год или два, а вырастут до размеров среднего бизнеса, сумеют привлечь инвестиции, создать новые рабочие места, обеспечить инновационное развитие экономики страны.
Для реализации данной цели необходимо комплексное решение следующих задач:
§ повышение качества управления в малом и среднем бизнесе путем обучения предпринимателей и специалистов малых и средних предприятий построению эффективных хозяйственных механизмов управления бизнесом[10];
§ оказание высококачественных консультационных услуг предприятиям малого и среднего бизнеса со стороны аудиторов-модераторов в развитии бизнес-проектов во всех регионах на базе отделений РАНХиГС и Территориальных Организаций СРО аудиторов, оценщиков и, в перспективе, бухгалтеров России;
§ привлечение внешнего финансирования в бизнес-проекты МСБ.
Решению этих задач способствует многолетний опыт «Постгрэдюэйт-РАУ» в области оказания услуг финансового управления, бизнес-планирования, оценки, представления и контроля (аудита) реализации инвестиционных проектов, в том числе во взаимодействии с зарубежными партнерами.
Так, в качестве пилотного проекта в организации привлечения внешнего финансирования в проекты МСБ может выступать сотрудничество с Гонконгской генеральной палатой малого и среднего бизнеса по созданию Российского – Гонконгского партнерства содействия развитию бизнес - проектов. При поддержке и участии: СРО аудиторов/оценщиков и их территориальных Организаций, Внешэкономбанка, Банка Развития (Фонд Фондов), ОПОРЫ РОССИИ, Сбербанка РФ, Департамента Малого и Среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ и регионов России.
Эффективное решение обозначенных задач возможно при создании в РАНХиГС на базе ИПК «ПГ-РАУ» Центра Поддержки и Развития Малого и Среднего Предпринимательства (ЦПР МСП), который обеспечил бы тесную интеграцию ИПК «ПГ-РАУ» с РАНХиГС, необходимую для обеспечения надежности, доказательства качества и прозрачности предоставляемых услуг для представителей малого и среднего бизнеса.
По географическому критерию целевая аудитория ЦПР МСП сосредоточена в Москве и региональных областных центрах, т.к. в них создана основа для развития малых предприятий: достаточный уровень благосостояния потребителей, образованность населения, возможность конкуренции, потребность в новых продуктах/услугах.
Поддержка малого бизнеса способствует децентрализации государственного финансирования и повышению равномерности развития регионов. Постгрэдюэйт-РАУ имеет развитую сеть региональных центров, созданных в России, таким образом, текущая организационная структура компании наилучшим образом способствует реализации цели обеспечения непрерывного развития малых и средних предприятий в России.
По критерию образования и профессии целевая аудитория ЦПР МСП включает лиц, имеющих базовое образование в области экономики, а также опыт работы на позициях финансовых специалистов и управленцев предприятий малого и среднего бизнеса. При этом целью деятельности ЦПР МСП не является обучение базовым принципам организации своего дела или генерирование идей для бизнеса. Соответствующие рыночные ниши уже заняты в России, а большое количество предпринимателей, прошедших обучение в организациях, оказывающих образовательные услуги такого рода, потерпели крах в скором времени после открытия своего дела, поскольку получили образование, оторванное от практики и не подкрепленное комплексной поддержкой со стороны образовательного учреждения в виде консалтинговых услуг или поиска финансирования.
Успешное развитие малого и среднего бизнеса в России может быть реализовано только в случае системного подхода к образованию и регулярному повышению квалификации государственных служащих. Поэтому целевая аудитория ЦПР МСП также включает представителей федеральных, региональных и муниципальных органов власти, региональных структур поддержки предпринимательства, организаций содействия малому бизнесу, ассоциаций и объединений предпринимателей. Таким образом, для решения этой задачи необходима соответствующая поддержка со стороны РАНХиГС.
Постгрэдюэйт-РАУ имеет большой опыт в оказании образовательных и консалтинговых услуг предприятиям малого и среднего бизнеса, что дает ему ряд преимуществ, которые можно эффективно использовать для создания ЦПР МСП при поддержке РАНХиГС.
Основные преимущества Постгрэдюэйт-РАУ заключаются в следующем:
§ компания имеет 18 лет опыта в обучении руководителей малого и среднего бизнеса;
§ все это время компания проводила обучения по образовательным программам, сертифицированным на западе, основной целевой аудиторией которых являются компании малого и среднего бизнеса по всему миру;
§ компания обладает ярким преподавательским составом практиков, работающих в малом и среднем бизнесе;
§ компания имеет многолетний опыт оказания консалтинговых услуг предприятиям малого и среднего бизнеса;
За период работы Постгрэдюэйт-РАУ начиная с 1993 года в компании прошли обучение более 10 тысяч человек, преимущественно из малого и среднего бизнеса – руководители, финансовые специалисты, бухгалтеры. Многие компании среднего бизнеса работали с компанией в «корпоративном формате»: то есть, обучив несколько сотрудников менеджмента этих компаний, посчитали, что знания и навыки от Постгрэдюэйт-РАУ являются полезными для их бизнеса и, в результате, направляли на обучение весь трудовой коллектив бухгалтеров и финансовых специалистов. Полученные знания действительно помогли в профессиональном развитии многим людям, работающим в малом и среднем бизнесе, что подтверждается полученными положительными отзывами от них в адрес компании.
Компания широко сотрудничает с международными организациями, и институтами, ориентированными на образование в малом и среднем бизнесе. Образовательные программы этих институтов являются международными и работают не только в России, но и по всему миру.
Преподавательский состав компании включает много практиков, работающих в бизнесе, поэтому знания, полученные слушателями образовательных программ, являются прикладными и не оторванными от реальности бизнеса.
Опыт Постгрэдюэйт-РАУ в сфере образовательных программ дополняется оказанием предприятиям малого бизнеса консалтинговых услуг по разработке бизнес-планов, подготовке отчетности, оказанию налогового консультирования. Накопленный практический опыт консалтинговой работы используется в образовательных программах компании при разработке «case study» и практических примеров.
Таким образом, осуществляется комплексный подход к образованию в сфере малого бизнеса. Компания всегда готова помочь слушателям в решении сложных ситуаций на их предприятиях и оказать прикладное консультирование.
Исходя из описанных выше особенностей инвестиционного климата в России, характеристик рынка образовательных услуг в области малого и среднего бизнеса, и накопленного опыта Постгрэдюэйт-РАУ по работе с международными организациями, для того, чтобы иметь уникальные конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг ЦПР МСП должен сформулировать структуру образовательных программ исходя из трех основных принципов:
§ обучение управлению бизнесом с точки зрения развития и теории экономической синергетики;
§ обучение созданию эффективных хозяйственных механизмов развития предприятий;
§ тесная интеграция с практикой и инновационный подход к образованию.
Большинство российских компаний малого и среднего бизнеса практически не имеют эффективной стратегии развития или имеют условный «план» или «концепцию», которую нельзя назвать стратегией, так как такие документы представляют собой набор перспективных мер, способы реализации которых не соответствуют возможностям компании[11]. Такие действия часто сводятся к бездумному копированию идеальных моделей, слепому следованию проверенным рецептам и порождает кризисы, конфликты, а зачастую и ограничивает возможности развития.
Считается, что в процессе функционирования в непрерывном взаимодействии с деловым сообществом на каждом предприятии складываются определенные традиции и процедуры принятия решений, алгоритмы реагирования на изменения внешней и внутренней среды[12].
Основой образовательных программ ЦПР МСП является обучение предпринимателей выработке таких традиций и процедур принятия решений, обучение процессу формулирования стратегических целей и задач, поскольку высокая скорость движения не имеет смысла, если не известен пункт назначения.
Структура образовательных программ ЦПР МСП сформулирована таким образом, чтобы дать руководителям предприятий навыки для преодоления «узких мест» и генерирования нестандартных решений, необходимых для обеспечения «прорыва» в развитии их предприятий[13].
В образовательные программы ЦПР МСП заложены идеи теории экономической синергетики[14], где неравновесие и необратимость рассматриваются как источник развития. Такая теория как методология развития может быть применена к процессам не только на макроэкономическом уровне, но и на уровне корпораций и предприятий малого и среднего бизнеса.
Механизмами и инструментами развития в контексте отдельного предприятия являются — управленческий учет, стратегическое планирование, реинжиниринг, налоговые преференции, логистика, организационная структура, финансовый леверидж и другие элементы хозяйственного механизма предприятия, которые выводят экономическую систему из равновесия, формируя потенциал развития.
Стратегия развития предприятия подразделяется на различные направления. Наиболее важными ее элементами является производственная стратегия, кадровая стратегия, финансовая стратегия, коммерческая стратегия. Производственная стратегия зависит от специфики бизнеса компании. В ней обычно заключается идея бизнеса компании, инновационный или технологический потенциал и другие аспекты. Руководители предприятий создают эту производственную стратегию и идеально ее понимают. Основные же проблемы, связанные с развитием компании возникают из-за того, что у руководителей предприятий не всегда получается увязать свою производственную стратегию с коммерческой, финансовой или кадровой стратегией (рис. 1).
Рис. 1 «Основные компоненты стратегии развития бизнеса»
Так, для реализации бизнес-идеи могут быть выбраны не те люди, предприятие может осуществлять сделки с партнерами с упущенной выгодой или же на нем процветает воровство из-за недостаточно эффективной модели внутреннего контроля. Поэтому кадровая, коммерческая и финансовая стратегия должны максимально соответствовать производственной стратегии и реализации инновационного потенциала предприятия. Однако, зачастую руководители малого и среднего бизнеса, отлично зная производственную стратегию, имеют недостаточно знаний и опыта для организации взаимоувязки с ней остальных составляющих.
С позиции экономической синергетики управление развитием — это прежде всего управление процессом формирования синергетических эффектов, т.е. таких эффектов, когда малому сигналу на входе в систему может соответствовать неадекватный результат на выходе из системы[1]. Таким образом, задачей ЦПР МСП является выработка у слушателей способности овладеть искусством и компетенциями находить те «строительные конструкции», из которых можно создавать синергетические эффекты в экономических системах и реализовывать их. С этой точки зрения хозяйственный механизм развития предприятия как раз и представляет собой такие конструкции, при помощи которых можно формировать потенциал развития предприятия на разных этапах жизненного цикла.
Идея, закладываемая в образовательную программу ЦПР МСП, состоит в том, чтобы найти механизм управления финансами, кадрами и бизнес-процессами способный последовательно переводить процесс развития от этапа к этапу, выявляя приоритетные задачи, решение которых обеспечит устойчивое развитие организации.
То есть, по сути, эта образовательные программы ЦПР МСП нацелены на комплексное управление системой внешних и внутренних экономических отношений предприятия и концентрируются на трех основных блоках (см. рис. 2):
§ организационно-управленческая структура предприятия;
§ информационные потоки;
§ методы и инструменты управления предприятием.
В свою очередь эти блоки взаимоувязаны с различными элементами стратегии развития предприятия: кадровой стратегией, финансовой стратегией, коммерческой стратегией и в комплексе дают предпринимателям все необходимые знания для обеспечения непрерывного развития их бизнеса.
Рис. 2 Структура образовательных программ ЦПР МСП
Так, используемые инструменты и методы управления финансами и эффективность их применения зависят от того, насколько легко и быстро можно собрать нужную информацию от различных структурных подразделений, насколько четко прописаны различные регламенты и документы, позволяющие осуществлять контроль, насколько достоверна финансовая отчетность компании. Организационная структура предприятия может как способствовать, так и препятствовать использованию различных инструментов управления предприятием. Так, организационная структура может затруднить внутренний контроль в компании и повысить риски мошенничества, затруднять профессиональное развитие сотрудников, выявление инновационных идей в маркетинге.
Еще одним ключевым преимуществом образовательных программ ЦПР МСП является их тесная интеграция с практикой и инновационный подход к образованию. Интеграция заключается в возможности профессиональной стажировки слушателей на одном из эффективных предприятий малого или среднего бизнеса после окончания обучения по любой из программ. Такой подход является взаимовыгодным как для ЦПР МСП, так и для предприятий. Такие договоры будут интересны многим компаниям, главным образом за счет формирования и продвижения их позитивного имиджа при проведении маркетинговых компаний ЦПР МСП, а также возможности привлечения квалифицированных кадров – слушателей ЦПР МСП – в свой штат.
Инновационный подход к образованию заключается в проведении большинства практических занятий с использованием ноутбуков и обучении слушателей работе с реальными моделями, взятыми из практики предприятий. Такой формат позволяет не только получить практические знания, необходимые в работе, но и самостоятельно проверить себя в их применении прямо на занятии.
Большинство программ и курсов по малому и среднему бизнесу, существующих в России направлены на объяснение базовых принципов ведения бизнеса, разработке бизнес-планов, развитию предпринимательских способностей, генерированию бизнес-идей. Организовав малый бизнес, имея даже блестящую идею многие компании через какое-то время терпят крах или никуда не движутся из-за того, что финансовый механизм организации бизнеса не до конца продуман – в компаниях низкая мотивация персонала, плохие информационные потоки, процветает воровство и т.д. Реализуемая Центром программа позволит провести анализ узких мест в финансовом механизме предприятия и задать компаниям новый импульс развития, оптимизировав их структуру управления.
Повышение квалификации осуществляется по трем основным программам: финансовый директор, коммерческий директор, директор по персоналу. Каждая из этих программ включает несколько модулей и завершается профессиональной стажировкой на эффективном предприятии.
В настоящей концепции под «модулем» понимается совокупность лекционных занятий, практических занятий и семинаров по различным дисциплинам, направленных на формирование у слушателей специфических навыков для решения какой-либо из задач управления малыми и средними предприятиями.
Например, прослушав какой либо из модулей можно получить навыки оценки бизнеса (модуль 4 программы «финансовый директор»), навыки проведения переговоров и проведения маркетинговых кампаний (модуль 2 программы «коммерческий директор») и т.д.
Каждый из модулей может включать один или несколько экзаменов по входящим в него дисциплинам и в случае их успешной сдачи слушателю выдается свидетельство о повышении квалификации установленного образца. По отдельным модулям возможно получение сертификатов международного образца от организаций – партнеров ЦПР МСП.
Указанные модули в свою очередь сгруппированы в программы. Каждая из программ охватывает весь спектр знаний и навыков, необходимых для качественной подготовки руководителей малых и средних предприятий. Таким образом, в случае успешной сдачи экзаменов по всем дисциплинам всех модулей, входящих в какую-либо из образовательных программ слушатели получают диплом, подтверждающий их высокую профессиональную подготовку и владение всеми необходимыми навыками для руководства малыми и средними предприятиями.
Финансовый анализ и управление стоимостью в растущем бизнесе
Модуль «Финансовый анализ и управление стоимостью в растущем бизнесе», входящий в программу «Финансовый директор» включает следующие темы.
Финансовый менеджмент в развивающемся бизнесе
Понятие жизненный цикл предприятия. Основные теории жизненного цикла. Управление финансовыми потоками предприятия и оборотным капиталом в контексте развития. Привлечение капитала и эффективное управление структурой капитала. Бюджетирование и безбюджетное управление. Управление рисками в контексте развития.
Управление стоимостью бизнеса
Теории устойчивого роста. Методы и модели оценки бизнеса. Маркетинговая политика и прогнозирование рынка сценариев развития предприятия. Разработка бизнес-плана. Управление инвестиционной привлекательностью Value based management и показатели стоимости бизнеса. Стратегия максимизации стоимости и этапы ее реализации.
Стратегический менеджмент
Разработка стратегии. Выбор направления развития. Определение целей и задач. Формирование конкурентных преимуществ. Конкуренция в эпоху глобализации. Всеобщий менеджмент качества. Диверсификация. Цепочки ценности. Корпоративная культура и лидерство. Оптимизация организационной структуры предприятия.
Аудит эффективности бизнеса
Современные подходы к оценке эффективности управления бизнесом. Бизнес-процессы и их оптимизация. Выявление узких звеньев. Подходы к оценке системы контроля. Принципы COSO. Оценка эффективности работы с контрагентами, банками, государством: поиск оптимальных схем финансирования, оптимизация налогообложения, тендерный отбор поставщиков, стимулирование покупателей. Мониторинг отклонений от бизнес-плана и их факторный анализ.
Международные стандарты бухгалтерского учета в малом и среднем бизнесе
Краткий курс МСФО. Подходы к сближению МСФО и российской отчетности. Разработка учетной политики по МСФО и методологические основы подготовки отчетности. Трансформационные таблицы. Основные раскрытия. Тонкости аудита отчетности. Прозрачность компании как инструмент привлечения инвестиций. Выгоды от составления международной отчетности. Финансовый анализ международной отчетности.
Организация бизнеса и управление малыми и средними предприятиями
Теория эффективной организации растущих предприятий
Цели компании. Теория ограничений Голдратта. Организационная структура предприятия и ее оптимизация. Виды организационных структур. Плюсы и минусы организаций предприятий в виде холдингов. Современные формы интеграции и кооперации. Система управления организацией: методология, процесс, структура, техника и технология управления. Жизненный цикл организации.
Аудит эффективности бизнеса
Современные подходы к оценке эффективности управления бизнесом. Бизнес-процессы и их оптимизация. Выявление узких звеньев. Подходы к оценке системы контроля. Принципы COSO. Оценка эффективности работы с контрагентами, банками, государством: поиск оптимальных схем финансирования, оптимизация налогообложения, тендерный отбор поставщиков, стимулирование покупателей. Мониторинг отклонений от бизнес-плана и их факторный анализ.
Финансовые аспекты управления кадровым потенциалом и мотивацией в растущем бизнесе
Сбалансированная система показателей и ключевые показатели эффективности. Сравнительная стоимость различных видов мотивации. Нематериальная мотивация. Ограничения рынка труда, порог ограничений и его влияние на мотивацию. Основные проблемы мотивации сотрудников на малых и средних предприятиях РФ и подходы к их решению.
Информационные системы, Интернет и коммуникации в бизнесе
Информационный обмен и его влияние на развитие организации. Информационный обмен и структура бизнеса. Проблемы внедрения информационных систем и человеческий фактор. Обзор наиболее распространенных информационных систем для малого и среднего бизнеса. Автоматизация бухгалтерского и управленческого учета. Электронный документооборот.
Профессиональные навыки для малого и среднего бизнеса (Financial accountant professional)
Оценка способов увеличения дохода работников предприятий. Применение принципов управления проектами для обеспечения эффективной реализации бизнес проектов в сфере бизнеса. Определение возможностей для использования современных информационных систем. Анализ бизнес стратегий и планирования деятельности компаний для ориентации на длительный успех. Совершенствование результатов деятельности предприятий, применение концептов качества и управление отношениями с ключевыми поставщиками. Оценка объемов реализации и маркетинговых процессов на предприятиях. Разработка тактических приемов, позволяющих увеличивать выручку.
Бухгалтерская отчетность и контроль, как инструменты привлечения инвесторов в бизнес
Системы управления и контроля (Financial accountant professional)
Понятия и виды бизнес процессов и их оптимизация. Принципы внутреннего контроля COSO. Уровни внутреннего контроля. Методы внутреннего контроля. Способы выявления и предотвращения мошенничества. Анализ наиболее распространенных схем мошенничества и их предотвращение. Бюджеты и безбюджетное управление. Основные риски и их оценка. Изменение карты рисков в процессе развития организации. Взаимосвязь системы управления финансами и рисков. Адаптация различных методов управления финансами к рискам.
Международные стандарты бухгалтерского учета в малом и среднем бизнесе
Краткий курс МСФО. Подходы к сближению МСФО и российской отчетности. Разработка учетной политики по МСФО и методологические основы подготовки отчетности. Трансформационные таблицы. Основные раскрытия. Тонкости аудита отчетности. Прозрачность компании как инструмент привлечения инвестиций. Выгоды от составления международной отчетности. Финансовый анализ международной отчетности.
Инвестиционный менеджмент
Инвестиционный рынок и инвестиционный климат в России. Пути повышения инвестиционной привлекательности предприятия. Различные способы привлечения инвестиций. Процесс подготовки к привлечению финансирования и его этапы. Долгосрочные займы. Мезонинное финансирование. IPO. Продажа миноритарных долей. Организация совместно-контролируемых компаний. Продажа контрольных долей. Синдицированные кредиты. Облигационные схемы. Продажа долей менеджерам. Выбор наилучшего источника финансирования.
Нормативно-правовая среда ведения бизнеса. Способы защиты от рейдеров. (Financial accountant professional)
Построение наиболее благоприятной правовой среды для ведения бизнеса: организационная структура, юрисдикции, формы партнерства и их соответствия целям организации. «Дыры» в законодательстве и опасности, подстерегающие бизнес и способы защиты. Обзор судебной практики. Предотвращение захвата бизнеса. Контракты и их виды. Понимание того, как можно прописать условия в контракте. Способы расторжения контракта и средства судебной защиты при нарушении договора. Понимание различных форм организации и выгод их использования. Понимание правовых основ для регулирования уголовных и мошеннических действий должностных лиц и прочих работников компании.
Профессиональная этика и корпоративная культура
Корпоративная культура как основное конкурентное преимущество. Стиль управления и его влияние на развития бизнеса. Кодекс профессиональной этики, его разработка и внедрение. Конфиденциальность и ее корректное использование. Предотвращение бюрократии. Враждебные поглощения и этика. Гринмейл. Золотые парашюты. Предотвращение эксплуатации в бизнесе.
Оценка стоимости предприятия
Базовые навыки оценки
Правовое обеспечение формирования, обращения и оценки собственности. Финансовая математика . Анализ финансовой и бухгалтерской отчетности. Теоретические основы оценки собственности.
Дисциплины специализации
Оценка стоимости земли. Оценка жилых помещений. Оценка нежилых помещений. Оценка морских судов. Практика оценки стоимости недвижимости. Оценка стоимости машин и оборудования. Практика оценки стоимости машин, оборудования и приборов. Оценка стоимости автотранспортных средств. Оценка нематериальных активов. Особенности оценки стоимости ценных бумаг. Оценка стоимости кредитно-финансовых институтов. Оценка предприятия (бизнеса).
Управление коммерческой деятельностью организации
Индустриальная и постиндустриальная парадигмы управления эффективностью и результативностью коммерческой организации
Общие и особенные принципы организации бизнеса в век массового производства и век потребления. Управление результативностью – инструмент управления многообразием людей, систем, моделей, процессов, клиентов. Место и задачи рассматриваемых понятий в системе менеджмента компании. Комплексная модель современной коммерческой организации – как гарант ее эффективности и долголетия. Практические инструменты диагностики конкурентоспособности бизнес - модели коммерческой организации.
Структура современной организации, как один из системных инструментов обеспечения ее результативности
Типы и модели организационных структур. Проблемы традиционных структур. Основные признаки эффективной структуры. Связь структуры организации с основными корпоративными системами: функциями, компетенциями, стратегией, процессами. Основные принципы и этапы проектирования эффективной структуры управления организацией. Практические инструменты обеспечения структурного соответствия организации ее целям и предназначению.
Стратегия современной коммерческой организации
Эволюция взглядов на успешность стратегий коммерческой организации. Взаимосвязь лидерства, рынка, стратегии, компетенций, корпоративной культуры, жизненного цикла организации и модели ее управления. Преимущества стратегически ориентированных организаций. Алгоритм построения стратегически ориентированной организации. Практические инструменты построения стратегически ориентированной коммерческой организации.
Компетентностный подход в управлении коммерческой организацией, как элемент системы управления конкурентоспособным бизнесом
Сущность, основные понятия, подходы, инструменты, преимущества компетентностного подхода в управлении. Структура компетентностной организации, ее взаимосвязь с корпоративной и кадровой стратегией. Модели и уровни организационных, профессиональных и личностных компетенций. Модель формирования и развития ключевой компетенции организации. Основные этапы преобразования организационных компетенций в стратегическую компетентность. Различное значение компетенций в зависимости от реализуемой стратегии и жизненного цикла организации. Системная модель компетенций динамично развивающейся коммерческой организации. Процесс моделирования компетенций. Профиль компетенций менеджера как инструмент для определения индивидуальной траектории его развития. Практические методы оценки компетенций персонала при подборе на должности коммерческой организации.
Бизнес-процессы как объект управления и как инструмент повышения результативности коммерческой организации
Базовые понятия и принципы процессного управления. Процессно-ориентированный организационный дизайн. Место и задачи рассматриваемых понятий в системе управления коммерческой организацией. Объекты организационных улучшений и организационного развития на уровне предприятия. Классификации бизнес-процессов, подходы к выделению, описанию, регламентации. Ключевые показатели эффективности (KPI), критерии их выбора. Системные методы и модели процессного управления коммерческой организацией: система менеджмента качества (СМК), система сбалансированных показателей (ССП), реинжиниринг – достоинства и недостатки, возможности интеграции. Практические инструменты создания системы КРI в ССП коммерческой организации.
Роль, место и задачи коммерческой службы в зависимости от типа предприятия: промышленная, торгово-промышленная, дистрибьюторская компания
Сущность, функции и задачи коммерческой деятельности. Объекты профессиональной деятельности коммерческого директора. Принципы управления коммерческими процессами. Варианты бизнес-моделей и бизнес-процессов коммерческой службы. Набор инструментов для управления коммерческой службой коммерческой организации. Основные проблемы коммерческой службы. Структура, функции служб, подчиняющихся коммерческому директору. Особенности стимулирования работников коммерческой службы. Практические инструменты повышения эффективности деятельности службы коммерческого директора: система оценки и мотивации по результату.
Компетенции коммерческого директора
Портрет коммерческого директора. Типология коммерческих директоров. Требования к должности. Составление модели компетенций коммерческого директора. Составление профиля компетенций слушателей, обучающихся на программе КД и оценка соответствия его компетентностой модели коммерческого директора. Рекомендации по развитию компетенций.
Управление проектами, ведение переговоров и маркетинг
Управление проектами
Грамотный запуск проекта. Определение состава работ проекта. Управление сроками. Управление ресурсами. Оптимизация проекта. Контроль. Управление изменениями. Управление персоналом в проекте. Проектный менеджмент в компании.
Маркетинг
Определение маркетинга. Клиентоориентированность. Маркетинговое мышление. Бенчмаркинг. Ключевые задачи маркетинга. Маркетинговые цели. Стратегия и тактика. Анализ исходной ситуации и выбор стратегии. Маркетинговые исследования : Анализ рынка, Сегментация, Анализ потребителей, Оценка конкурентов. Оптимизируем продуктовое предложение. Ассортимент и сервис. Организация и работа с каналами сбыта: Виды каналов сбыта; Особенности оптовых и розничных каналов сбыта. Ценовая политика. Маркетинговые коммуникации: Эффективная реклама; Копирайтинг; Средства рекламы; Стимулирование сбыта. Организация структуры управления маркетингом .Регламент маркетинговой деятельности. Ключевые показатели маркетинговой деятельности — ключевые показатели эффективности (KPI). Организация службы маркетинга на предприятии. Понятие качества продукции. Взаимосвязь между качеством и ценой товаров. Организация оптовой и розничной торговли.
Бизнес – планирование
Сущность бизнес плана, его виды и роль в стратегическом планировании. Назначение и структура бизнес – плана. Основные этапы разработки бизнес-плана. Методика разработки и написание разделов бизнес-плана. Типичные ошибки в бизнес – планировании. Технология и практика разработки бизнес-плана с использованием Excel.
Построение отдела продаж
Основы построения и управления отделом активных продаж. Цели построения системы продаж. Компоненты системы продаж. Этапы и сроки построения системы продаж. Системы мотивации менеджеров по продажам.
Работа с партнерами
Теория и практика ведения переговоров. Основные этические принципы ведения переговоров и отношения к договоренностям. Этапы подготовки к переговорам. Основные стратегии и методики ведения переговоров. Тактические приемы. Ведение и завершение переговоров
Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. Таможенное регулирование
Сущность и структура международного бизнеса. Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности в РФ. Основы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Поиск зарубежных партнеров. Предконтрактная работа по подготовке и заключению внешнеэкономической сделки.
Логистика в малом и среднем бизнесе
Логистика сущность и назначение
Место логистики в бизнесе. Функциональные области логистики. Логистические провайдеры
Закупочная, производственная и распределительная логистика
Служба снабжения на предприятии. Задача выбора поставщика; Понятие и концепция производственной логистики. Управление материальными потоками в рамках производственных систем. Понятие и задачи распределительной логистики. Принципы построения системы распределения.
Транспортная логистика
Задачи транспортной логистики. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и сферы их рационального применения. Критерии выбора видов транспорта. Транспортные тарифы и особенности их начисления. Оперативное планирование поставок и перевозок продукции. Маршруты движения автотранспорта. Транспортная характеристика грузов, виды маркировки, грузовые единицы. Основные документы, регламентирующие правила перевозок, транспортная документация. Специфика базисных условий контрактов купли-продажи.
Управление материальными запасами
Управление запасами в логистике. Издержки на создание и содержание материальных запасов. Виды запасов. Экономичный размер заказа. Системы управления и анализ
Логистика складов
Основные задачи складирования и функции складов в логистике; Требования к организации складского хозяйства; Логистический процесс на складе: закупка, доставка, разгрузка, приемка, учет, контроль, размещение, хранение, управление запасами, и т.д. Планировка и расчет складских площадей.
Информационные технологии в логистике
Логистическая информационная система, понятие и принципы построения. Информационные потоки. Международные системы обмена транспортной информацией.
Менеджер по персоналу
Введение в специальность
Цели и задачи менеджера по персоналу и службы по работе с персоналом в компании. Понятие «личного договора» сотрудника с компанией. Понятие «человеческого капитала». Критерии принадлежности сотрудников к категории человеческого капитала компании. Организационно-штатная структура, цели и задачи, функции управления. Права и обязанности кадровой службы. Персонал-технологии, описание, роль для компании.
Отбор, подбор и адаптация персонала
Организация системы найма персонала. Стратегия и политика в области найма. Алгоритм поиска и отбора персонала. Функциональные задачи специалиста по подбору. Функции линейного руководителя в процессе отбора. Методы оценки кандидатов. Документационные методы. Анализ резюме. Приоритеты при работе с резюме. Обзор методов оценки (преимущества и недостатки). Проверка рекомендации - как метод оценки кандидатов. Виды и техники интервью. Виды (проективное, кейс-интервью, стресс-интервью, интервью как переговоры и проч.) и структура интервью, особенности проведения. Возможные ошибки. Структура интервью. Виды вопросов, применяемых в интервью и их влияние на уровень контакта с кандидатом. Выявление мотивационных приоритетов кандидатов. Внутренняя и внешняя мотивация. Анализ и интерпретация полученной информации. Составление мотивационного профиля претендента. Адаптация персонала. Понятие, цели, виды. Этапы процесса адаптации. Адаптация новых сотрудников и вторичная адаптация существующего персонала.
Обучение, развитие и управление карьерой персонала в организации
Место обучения в системе управления персоналом. Бизнес-процесс системы обучения. Оценка эффективности обучения. Стратегическое и оперативное измерение эффективности обучения. Критерии эффективности обучения. Оценка эффективности обучения по Киркпатрику. Методы вовлечения в процесс обучения персонала всех уровней организации. Внутренний бенчмаркинг, наставничество. Внедрение результатов обучения в работу сотрудника. Методы пост-тренингового сопровождения. Современные методы и технологии обучения и развития персонала в организации. Обзор и сравнительный анализ.
Оценка и аттестация персонала
Постpоeниe коpпоpaтивной систeмы оценки пepсонaлa. Цели проведения оценки персонала в организации. Выбор оценочной процедуры в зависимости от целей оценки. Этапы реализации ассессмент центра: подготовка, проведение, интеграционная сессия ассессоров, предоставление обратной связи. Оптимальный вариант проведения ассессмент-центра собственными силами Сопротивление проведению оценки и пути его преодоления Методы проведения аттестации. Критерии оценки. Поведенческие и этические аспекты при проведении аттестации. Анализ результатов аттестации, план мероприятий.
Специалист по мотивации и стимулированию персонала
Мотивация. Понятие. Значение. Современные теории мотивации. Виды и аспекты трудовой мотивации персонала в организации. Совершенствование системы постоянной части заработной платы, формирование системы грейдов и системы профессионального роста. Формирование системы переменной части заработной платы. Разработка переменной части ЗП на основе PM (Performance Management). Определение ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators) сотрудников. Связь КPI с вознаграждением. Критерии измерения. Матрицы вознаграждения. Формирование системы льгот. Системы бенефитов (социальных льгот).
Социально-психологические аспекты работы с персоналом
Конфликты в коллективах. Причины конфликтов. Виды конфликтов. Управление конфликтной ситуацией, стратегия поведения. Правила разрешения конфликтной ситуации. Управление конфликтами. Технологии организации эффективной совместной деятельности сотрудников. Групповая динамика и командообразование. Современные приемы построения команд и рабочих групп.
Стратегия и политика управления персоналом
Практический менеджмент для руководителей
Руководство и лидерство: личные ресурсы в управлении людьми. Планирование: управление по целям. Организация: делегирование полномочий. Организация: контроль. Оценка и обратная связь: эффективные коммуникации. Мотивация персонала: коллективные методы стимулирования и индивидуальный подход. Корпоративная культура как инструмент управления персоналом и повышения эффективности деятельности. Типология корпоративной культуры. Ценностно-нормативная структура корпоративной культуры. Управление корпоративной культурой, создание, поддержание, изменение, формализация.
Роль и задачи HR-директора и подразделения по управлению персоналом в организации на разных этапах ее развития
Аудит существующей службы управления персоналом компании. Технологии и методы экспресс-диагностики. Методы и инструменты комплексной диагностики системы управления персоналом в компании. Проектирование деятельности службы. Определение концепции, целей и задач HR службы. Профессиональное развитие и личная эффективность директора по персоналу и руководителя службы кадрового учёта и аудита. Ключевые компетенции профессии. Типы и этапы профессиональной карьеры. Управление изменениями в организации. Технологии сопровождения проведения изменений в компании.
Кадровое планирование и бюджетирование
Планирование фонда оплаты труда (ФОТ). Анализ использования ФОТ. Анализ использования рабочего времени. Нормирование труда. Анализ динамики производительности и результатов труда. Структура расходов на персонал. Взаимосвязь плана и бюджета по персоналу. Бюджетирование в контексте задач HR директора. Понятие бюджета и назначение бюджетирования как управленческой технологии. Цели и виды бюджетов. Принципы составления бюджета: «сверху вниз» и «снизу вверх». Классификация расходов на персонал и принципы их распределения. Основные составляющие успешного бюджетирования для HR. Бюджетная структура организации. Центры финансовой ответственности (ЦФО), центры затрат (ЦЗ), центр планировании (ЦП). Централизованный бюджет.
Каждая из трех описанных образовательных программ Центра будет заканчиваться стажировкой на эффективном предприятии в течение двух недель. Эффективные предприятия – это российские и зарубежные организации среднего бизнеса (от 50 до 300 чел в штате), которые появились на рынке недавно (менее 5 лет назад) , однако за это время успели вырасти из команды в несколько человек до внушительных размеров благодаря яркой бизнес-модели, прозрачной организационной структуре, хорошим информационным потокам и эффективному управлению финансами. Центр Малого и среднего бизнеса, создаваемый на базе Постгрэдюэйт-РАУ ставит одной из своих целей поиск таких предприятий в России и за рубежом и заключение с ними договоров на стажировку сотрудников на взаимовыгодной основе.
Список используемых источников
1. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
2. Альтшулер И., Рубцов Ю.Шведский опыт - для российского бизнеса // Финансовая газета. Региональный выпуск", 1999, N 40
3. А.В. Круглов «Методология формирования эффективных управленческих решений и обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур», СПБГУ, 2005
4. В.И. Кушлин Траектории экономических трансформаций., М. Экономика, 2004
5. Гаджиев Н.Г., Гаджиев Т.Н., Шанавазов И.А. Формирование управленческой отчетности с использованием принципов МСФО // Международный бухгалтерский учет, № 10, 2010
6. Детнер. У. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
7. Дзбоева Д. П. Актуальные вопросы развития малых и средних форм предпринимательства // Международный бухгалтерский учет, №11, 2010
8. Заич В. Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М., Мир, 1999
9. Закс С. Эволюционная теория организации // Проблемы теории и практики управления. 1998. N 1
10. Крюков С. П. О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса // Финансы, №2, 2009
11. Кузнецов Б. Л. Введение в экономическую синергетику. Набережные
Челны: Изд-во КамПИ, 1999.
12. Малый бизнес в России и за рубежом. URL: http://www.smallbiznes.net/StatisticsBusiness.php.
13. Осипов. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма., М., 1994
14. Ткач А. Бизнес-тренинги - нужны или нет? // Современный предприниматель", 2011, N 4
15. Философова Т.Г., Морозова Ю.С. Малое и среднее предпринимательство: стратегии и механизмы формирования конкурентоспособности в кризисных условиях - Стратегическое управление организацией: особенности малых предприятий / Сб. научн. трудов. - СПб.: Изд. СПбГПУ, 2010
16. Фомичева М.А. Организация кредитования малого и среднего бизнеса в крупном сетевом банке // Банковское кредитование", 2008, N 3
17. www.opora.ru
18. Перспективы развития российского рынка аудиторских услуг и подходы к решению проблем несоответствия спроса и предложения на нем - журнал «Аудит» №11/2011
Разработчики: Журавлев И.Б., Шуклов Л.В.
Все права защищены и принадлежат НОУ ИПК «Постгрэдюэйт-РАУ». Никакая часть настоящей концепции не может быть перепечатана, воспроизведена или использована в какой бы то ни было форме, как полностью, так и частично, какими бы то ни было средствами, как известными сейчас, так и изобретенными впоследствии, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, или в любой системе хранения и обработки данных, если на то нет письменного разрешения владельца авторских прав. Нарушение данного требования влечет за собой применение к виновной стороне ответственности, предусмотренной административным и уголовным законодательством РФ.
[1] Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 01.07.2011) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
[2] www.opora.ru
[3] Крюков С. П. О новых тенденциях в кредитовании малого и среднего бизнеса // Финансы, №2, 2009
[4] Малый бизнес в России и за рубежом. URL: http://www.smallbiznes.net/StatisticsBusiness.php.
[5] Дзбоева Д. П. Актуальные вопросы развития малых и средних форм предпринимательства // Международный бухгалтерский учет, №11, 2010
[6] Гаджиев Н.Г., Гаджиев Т.Н., Шанавазов И.А. Формирование управленческой отчетности с использованием принципов МСФО // Международный бухгалтерский учет, № 10, 2010
[7] Философова Т.Г., Морозова Ю.С. Малое и среднее предпринимательство: стратегии и механизмы формирования конкурентоспособности в кризисных условиях - Стратегическое управление организацией: особенности малых предприятий / Сб. научн. трудов. - СПб.: Изд. СПбГПУ, 2010
[8] В.И. Кушлин Траектории экономических трансформаций., М. Экономика, 2004
[9] Ткач А. Бизнес-тренинги - нужны или нет? // Современный предприниматель, 2011, N 4
[10] Осипов. Ю.М. Основы теории хозяйственного механизма., М., 1994
[11] А. В. Круглов «Методология формирования эффективных управленческих решений и обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур», СПБГУ, 2005
[12] Закс С. Эволюционная теория организации // Проблемы теории и практики управления. 1998. N 1
[13] Детнер. У. Теория ограничений Голдратта. Системный подход к непрерывному совершенствованию. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
[14] Заич В. Б. Синергетическая экономика. Время и перемены в нелинейной экономической теории. М., Мир, 1999
[15] Кузнецов Б. Л. Введение в экономическую синергетику. Набережные
Челны: Изд-во КамПИ, 1999.